Уже который раз наблюдаю, как мой сын делает уроки. Очень часто у него все выходные уходят, чтобы только уроки сделать с перерывами на обед, туалет и т.п.

Сегодня английский, весь день (с долгами). В районе 4х вечера спрашиваю: "Сколько всего упражнений?" Традиционно слышу вопрос на вопрос: "Сколько осталось? Ну доделать тут, и тут..." Спрашиваю дальше: "А сколько ты сделал?" Перечисляет, сколько сделал.

Рассказываю ему, что когда даже одно упражнение действительно сделано, то настроение должно немного повышаться. Вижу недоумение: "Нет, папа, вообще не поднимается". С улыбкой спрашиваю: "А какие у тебя критерии готовности?" И выясняется, что это "Написано в тетрадку, выполнены все варианты, сделана проверка над ошибками..." Одним словом, перечисляет критерии, которые меняются от упражнения к упражнению, от предмета к предмету (acceptance criteria).

В итоге выясняется, что единственный общий критерий готовности (definition of done) у всех упражнений - проверено одним из старших (родителей или бабушкой). Смотрю, в слезах убегает на кухню - понял, что без проверки всех упражнений (!) я от него не отстану, и на самом деле он ничего не сделал. Догоняю, и предлагаю ему отдавать мне на проверку не тогда, когда "сделаны" все упражнения, а бегать ко мне с каждым сделанным упражнением.

С сомнением начинает бегать. Я проверяю, подтверждаю готовность, или указываю на ошибки - сразу бежит исправляет. На очередной проверке спрашивает "А почему я не чувствую хорошего настроения? Просто небольшое облегчение" Объясняю, что когда настроение плохое, то сначала оно поднимается до нормального (облегчение), а потом и выше.

В результате, весь английский, с которым он боролся весь день, сделан за час, включая неподъёмное для него стихотворение наизусть.

Аналогичная история и с командами разработчиков. Velocity не поднимается в том числе потому, что DoD не отражает реальность. Ощущение неготовой работы снижает мотивацию, потому что съедает мыслетопливо на фоновую поддержку отложенных функциональных задач по принципу "не забыть". Например: code review в соседней команде, интеграционные тесты, UAT, акцепт PO, докеризация с сисадмином, и т.п. Увеличение объёма (batch size) повышает вероятность нахождения ошибки (логично - чем больше объем, тем больше там ошибок) и снижает качество (кому хочется делать большой объём?).

Резюме: для повышения продуктивности команды важно не только мелко нарезать PBI, но и тщательно отслеживать актуальность DoD.