“Большинство стартапов погибло не потому, что у них был плохой продукт, а потому что этот продукт был никому не нужен.” --- Эрик Рис

В опросе CB Insights о причинах провала стартапов принимали участие опытные предприниматели: делали уже не первый свой бизнес, подняли минимум два раунда инвестиций и выходили более чем в один сегмент рынка. Тем не менее….

42% опрошенных сказали, что их стартап закрылся из-за отсутствия рыночной потребности. Причина в том, что предприниматели делают продукт без проверки рыночной потребности, либо неправильно проверяют рыночную потребность.

У стартапа кончились деньги в 29%, однако это на самом деле проблема в том, что стартап инвестирует в разработку IT-продукта без проверки рыночной потребности. Разработка IT-продуктов - это всегда дорого, долго и с багами. Но даже если и дешево, быстро и без багов (о чудо!), не проверив рыночную потребность, бизнес не может продать за хороший чек, свести экономику, и в результате деньги заканчиваются.

Неправильная команда в 23%. Для проверки рыночной потребности нужно всего три компетенции: маркетинг, продажи и операционное управление (CEO). Учитывая то, какие предприниматели принимали участие в опросе, эту причину можно смело проигнорировать.

Конкуренты - 19%. Даже в РФ, по мнению директора по инновациям в компании Мегафон, крупные игроки начинают замечать стартап только при достижении им оборота в 100 млн руб. До этой отметки конкуренты просто не могут убить стартап. А это значит, что истинная причина скорее всего в другом - клиенты не соглашаются переключиться с продуктов конкурентов, которыми они решают свои задачи, на продукт, который предлагает стартап.

Ценообразование - 18%. Причина низкого среднего чека - клиент не видит выгоды для себя в продукте, и поэтому отказывается платить больше. В результате стартап не может свести экономику, и закрывается. Либо масштабирует убытки на деньги инвесторов, и потом все равно закрывается.

Плохой продукт - 17%. Есть приложения с прекрасными и удобными интерфейсами, которые закрываются потому, что они не решают никакую задачу. При этом иногда мы пользуемся неудобными и глючными интерфейсами приложений, потому что только в них мы можем решить какую-то свою задачу.

Отсутствие внятной бизнес-модели - 17%. Просто не может быть причиной смерти в таком проценте, потому информации о бизнес-моделях с примерами множество как в литературе, так и в Интернете в свободном доступе. Если продукт действительно решает задачу клиента, то подбор схемы извлечения прибыли просто не может быть распространенной причиной смерти стартапа.

По статистике ФРИИ, 60% стартапов из всех отобранных (конверсия в акселератор из заявок - 5%) закрывается в первый год именно по первой причине - отсутствие рыночной потребности. Акселератор ФРИИ выступает как фильтр, позволяя быстро убить безперспективный стартап.

Таким образом, наличие рыночной потребности в продукте - ключевой фактор успеха.